ИЗУВЕРСТВО — ХАНЖЕСТВО

ИЗУВЕРСТВО — ХАНЖЕСТВО

Аминь, аминь — а головой в овин (т. е. на распутство).
Бес хлеба не ест, да не свят.
Близко церкви, да далеко от бога.
Божница домашня, а совесть продажна.
Больно свято звонишь: чуть на небе не слышно.
Борода — трава, скосить можно.
Борода апостольская, а усок дьявольский.
В скитах, да в тех же суетах (о раскольниках).
Великий учитель! Пролог наизусть.
Во Ржеве и в горшке крестят (насмешка о раскольниках).
Волк в овечьей шубе (или: шкуре).
Волк в овчине. Волк и в овечьей шкуре не укроется. Знать волка и в овечьей шубе (шкуре).
Всяк крестится, не всяк молится.
господи, молитву (правду) мою!»
Господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести!
Добрый вор без молитвы не украдет.
Ересь да ощера несогласно живут.
Есть деньги — так в свайку, нет денег — так в схиму.
И черт под старость в монахи пошел.
Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.
Искусство — половина святости.
К вам молодчик во двор, а и где вы? — По кельям лежим.
К вам старик во двор, а и где вы? — В часовне часы читаем.
Каков бог, такова ему и свеча.
Колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает.
Колокольный звон не молитва (а крик не беседа).
Кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает.
Кто курит (или: нюхает) табачок, тот Христов мужичок.
Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее.
Лоскут на ворот, а кнут на спину (о раскольниках при Петре I).
Лучше не понедельничать, да не бездельничать.
Макушки стрижены, усики не тронуты (о раскольниках).
Молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит.
Мы, кого обидим, того зла не помним.
Нам не гоже, так вот тебе, боже!
Не авраамься, не исаакся, не иаковься (т. е. не ханжи).
Не всяк монах, на ком клобук. Пойду в монастырь, где много холостых.
Не для Иисуса, а ради хлеба куса.
Не для хлеба куса, ради самого Иисуса.
Не строй семь церквей, пристрой семь детей (от. е. сирот).
Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах).
Образ божий не в бороде, а подобие не в усах.
Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
Он и богу-то норовит угодить на чужой счет.
Он молится образу св. предтечи в шерсти (о раскольниках).
Он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь.
Ох, мой бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место!
По старой вере, да по новой моде (о раскольниках).
Помилуй, господи! а за поясом кистень.
Поп, да переделанный (или: исправленный, переправленный).
Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их.
Пошла бы в монастырь, да много холостых (т. е. жаль их).
Прости Христа ради за прошлое, да и напредки тож.
Расползлись, как слепые щенята от матери (о раскольниках).
Свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить.
Свят, свят, да не искусен (т. е. уличался в ханжестве).
Смиренен духом, да горд брюхом.
Со спаса дерет, да на Николу кладет.
Спасается, а кусается. Богослов; да не однослов.
Спереди — блажен муж, а сзади —вскую шаташася!
У святых отцов не найдешь и концов.
Украв часовник (часослов), да: «Услыши,
Уменье -половина спасенья.
Утаи, боже, так, чтобы и черт не узнал!
Хоть бы та избушка сгорела, в которой я заговела!
Хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба (или: деньгу) добыть.
Церковь грабит, да колокольню кроет.
Часто (или: Густо) кадишь — святых зачадишь (или: задымишь).
Черные ризы не спасут, а белые не погубят.
Читает: «Да будет воля твоя!», а думает: «Когда б то моя!»
Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница (о раскольниках).
Что мужик, то вера; что баба, то устав (о раскольниках).
Шасть, на божью часть.
Это игумен вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам.